Страница инструктора по физической культуре Украинской Т. Н.
Инструктор по физической культуре
Татьяна Николаевна Украинская
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта»
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Метод проектов является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Метод проекта – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.
Целесообразность использования проектной деятельности в доу:
1. Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
2. Повышает компетентность педагога;
3. Повышает качество образовательного процесса;
4. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
5. Способствует выработке исследовательских умений;
6. Способствует развитию креативности и логического мышления.
Основной целью метода проектов в ДОУ является РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
ЗАДАЧИ:
-развитие коммуникативных навыков;
-развитие творческого воображения и мышления;
-развитие познавательных способностей;
- обеспечение здоровья и психологического благополучия детей.
Основные требования к использованию метода проектов:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это игра «всерьёз», результаты которой значимы для детей и взрослых;
- обязательная составляющая проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество детей и взрослых.
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОУ:
- Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения, основывается на интересах детей;
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка;
- Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
Введение (пояснительная записка)
1. Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)
2. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)
3. Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.)
4. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
5. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат).
I. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь
Этот раздел состоит из 3-х ЭТАПОВ:
1 этап –предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т. д.
2 этап –основной: (примерная форма оформления)
3 этап –заключительный: подведение итогов работы по проекту.
На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы
II. Оценка результатов и отчетность
Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.
III. Приложения
В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей).
С целью обеспечения полноценного физического, умственного, эстетического развития, укрепления здоровья детей и развития у них двигательного творчества, в феврале 2021 года в нашем детском саду проводилась работа над кратковременным проектом «Зимние виды спорта». На первом этапе мы формулируем проблему и цели проекта, вводим детей в сюжетную ситуацию, после чего формулируем задачи. Так, в проекте «Зимние виды спорта» реализовались основные цели и задачи по увеличению двигательной активности детей средствами физической культуры и применения современного подхода к развитию двигательного процесса. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение проблему, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач является формирование у детей активной жизненной позиции, дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг. При организации деятельности детей в рамках проекта использовались следующие педагогические технологии, методы и приемы: физические упражнения, беседа, эстафетная игра, дыхательная гимнастика, досуг, информационно-коммуникативные технологии (использование Интернета в подготовке образовательной деятельности, использование проекционного оборудования). Работа над проектами по физическому воспитанию чаще всего строится на интеграции образовательных областей. Так, дети в период реализации проекта изучали зимние виды спорта, разучивали правила эстафетных игр, упражнялись в играх с клюшками, знакомились со спортсменами зимних видов спорта. Воспитатели групп подобрали и изготовили атрибуты к играм, подготовили материал для создания картотеки подвижных игр на тему «зимние виды спорта». Родителям было поручено, рассказать детям какими зимними видами спорта занимались в детстве, нарисовать «Зимние виды спорта» с привлечением ребёнка. Итогом реализации проекта стало спортивное мероприятие для детей подготовительной к школе группы «зимние виды спорта». Придуманные эстафеты помогли не только всем детям запомнить зимние виды спорта и инвентарь, но проявить физические качества: ловкость, быстроту. Получилось азартно, весело!
С целью гармоничного развития личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом с детьми старшего дошкольного возраста проводили проект «Игры с мячом». На первом этапе реализации проекта мы беседовали с детьми «Какие виды спорта вы знаете?», совместно с воспитателями мы разработали перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий, подготовили цикл тематических физкультурных занятий. Для реализации проекта ставили следующие задачи: заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом, формировать навыки прокатывания, передачи, ловли, отбивания мяч о пол, о стену, бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации, научить детей передавать, ловить и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча, воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях, развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений, развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу. На практическом этапе реализации проекта мы повели тематические занятия, посвященные спортивным играм с мячом: футбол, баскетбол, волейбол, художественная гимнастика, использовали познавательные беседы об этих видах спорта, проводилась утренняя гимнастика с использование мячей. Результатом проекта стало проведение досугового мероприятия «Праздник мяча». Дети соревновались в различных приемах проведения мяча. Эстафета «Футбол»: перед каждой командой устанавливается около 6 стоек, которые каждый игрок должен обойти с ведением мяча, и обязательно возвратиться с ним. Эстафета с элементами баскетбола: ведение мяча правой, левой рукой до поворотной отметки и обратно. Спортивный досуг помог детям поднять их соревновательный дух, умение действовать в команде, преодолевать трудности.
Для меня как инструктора процесс реализации проектной деятельности позволяет:
более разнообразно и интересно реализовывать педагогический процесс;
максимально использовать стандартное и нестандартное оборудование;
внедрять творческий подход в построение занятий;
увлеченно работать над выбранной темой, собирать информацию, которую можно использовать при подготовке к занятиям.